Цепи приводные и якорные: особенности
Цепи, представляющие собой длинные гибкие соединения из металлических звеньев, широко используются на производстве, в горной промышленности, сельском хозяйстве, портах, на заготовках леса, судах, при грузоперевозках, быту и ландшафтном дизайне. Выделяют несколько разновидностей этих конструкций: тяговые, якорные, приводные цепи и другие.
Особенности приводных цепей
Приводные цепи обеспечивают передачу вращающегося момента и отличаются небольшой длиной шага и шарнирными соединениями повышенной износоустойчивости. Они подразделяются на роликовые, втулочные и зубчатые с присущими им особенностями:
- При изготовлении роликовых цепей создаются пластинки изогнутой формы, уменьшающие трение между ее элементами. Это улучшает прочностные характеристики цепи. Для долговременной эксплуатации ей необходима регулярная очистка, смазка и защита от загрязнений. Специальные кожухи позволяют продлить срок службы изделия, но усложняют выполнение ремонтных работ.
- Втулочные цепи в конструктивном решении похожи на роликовые, но отличаются меньшей массой, расширенной площадью шарнира и отсутствием ролика. Они не предназначены для высокоскоростных агрегатов и могут быть одно- или двухрядными.
Зубчатые цепи имеют многопластинчатую конструкцию и более плавный ход. Они сложнее в производстве и дороже.
Особенности якорных цепей
Благодаря прочности и многофункциональности якорные цепи используют не только для связки якоря с корпусом судна, но и в несамоходных плавучих средствах и сырьевой промышленности. Такая цепь состоит из нечетного числа металлических звеньев, соединенных в смычки длиной 25-27 метров. Это ее минимальный размер. Для более длинной конструкции берется несколько отрезков-смычек, скрепляемых скобами. Так что максимальная длина цепи может доходить до 300 метров. Для предупреждения скручивания цепи в нее включают поворотные звенья – вертлюги. Звенья якорной цепи могут быть с распорками и без них, но прочность конструкции с распорками на 20% больше, чем без распорок.
Якорные цепи подлежат обязательной маркировке в виде нанесения на звеньевые распорки марок из отоженной проволоки через каждые 20 м. Это нужно для того, чтобы знать длину вытравленной цепи при постановке судна на якорь или других маневрах.